Можно ли прожить без маркетинга? Можно, если...

Ваша прибыль находится в прямой зависимости от объема продаж.

На объем продаж можно повлиять двумя способами: либо увеличить входящий поток новых клиентов, либо работать с текущей базой.

Результат – не расширяя колонку расходов на рекламу, можно увеличить свой доход с $2 до $4 (а то и до $10!) с одного клиента.

Своего покупателя нужно знать

Для этого мы рекомендуем составить и вести базу. Самое простое:

 

 

  • тетрадь;
  • Еxcel;
  • Google-таблица (вот);
  • CRM.

 

Понятное дело, что вот взять и внедрить все советы из бизнес-литературы – сложно, если не невозможно. Поэтому всегда рекомендую делать хотя бы часть из предлагаемых рекомендаций.

Начните вести клиентов в Еxcel – это уже что-то. Развивать и оказывать влияние можно только на то, что поддается подсчету и анализу.

Собирайте и храните данные

  • имя, отчество и фамилия клиента (как обращаться);
  • что купил или какую услугу заказал;
  • сумма чека (чтобы было, на что ссылаться при телефонном разговоре);
  • email (возможно в будущем вы созреете для информативной или рекламной рассылки. Даже если это случится через год или два, вам не придется повторно собирать или обновлять клиентскую базу);
  • телефон (это как и с почтой);
  • комментарий.

Как на практике

Например, компания оказывает услуги по заправке кондиционеров в авто. Ведется база, в которой фиксируются все клиенты. В этом случае через 1–2 года имеет смысл провести обзвон и предложить повторить услугу со скидкой. Как правило, соглашаются 50%.

Или клиент заказал воздушные шарики на день рождения своему ребенку. Тут вообще можно годами звонить клиенту и предлагать купить шарики со скидкой. По любому поводу. Не только на день рождения. И клиент доволен, что ему не надо ничего выдумывать, и вы знаете, что он, скорее всего, не откажет.

Уровень: работа с CRM

В CRM есть важный наворот – система позволяет вести всю историю взаимоотношения с потенциальными и текущими клиентами.

Пример. К вам обратился потенциальный покупатель, вы ему дали какой-то ответ-совет. Все. На этом был бы стоп, если бы вы не внесли лида в CRM с напоминанием о звонке.

Подходит время перезвонить своему клиенту. Вы заходите в CRM и видите всю историю ваших взаимоотношений. Навороченные системы интегрируются с телефоном, что позволяет вести запись переговоров.

CRM – это высшая материя, но если научится ей пользоваться. Эффект в этом случае гарантирован.

Исключается вероятность типа «забыл». Система напомнит вам о предстоящей сделке и необходимости совершить звонок. Фиксирование подобных моментов освободит голову для действительно важных вещей.

CRM также обеспечивает безопасность вашему бизнесу. Пришел менеджер по продажам Вася, который вел всех своих клиентов в блокнотике. Вдруг вы уволили его, или он сам ушел - не важно. Важно, что вся информация о потенциальных сделках и контрактах в подвисоне кануло в лету.

Если коротко, вы:

  • не забудете «старых» клиентов, получите возможность совершать дополнительные и повторные продажи;
  • выстроите и сохраните личные отношения с каждым клиентом (индивидуальный подход льстит самолюбию);
  • мгновенно восстановите «на чём остановились»;
  • будете вести единую базу клиентов от всех менеджеров по продажам.

Мы пользуемся CRM «Битрикс 24». Можем порекомендовать также «Мегаплан», SalesForceAMO CRM. Все они хороши и, скорее всего, для начала вам будет достаточно их бесплатной версии.



P.S.

Маркетинг – это привлечение и удержание клиентов. Можно ли прожить без маркетинга? Можно, если вы директор Суэцкого канала.